Проект реставрационных работ памятника культурного наследия
«Церковь Дмитриевская (Спасо-фоминская) ХVII в.».
До своего «переезда» в 1968 году в областной музей деревянного зодчества Дмитриевская церковь находилась в селе Фоминское Костромского района. Небольшая по своим размерам, церковь стояла примерно в 100 м. от реки Андобы на невысоком и плоском холме. После постройки в селе в 1847 году каменной церкви, деревянный храм был упразднен и в списках действующих церквей Костромской епархии не значился. Ко времени первого исследования храма (1960 г.) службы в нем не проводились, но еще сохранился первоначальный иконостас с иконами.
К основным особенностям конструктивного порядка храма относятся:
1. наличие «разнопазов» при сращивании бревен в стопе;
2. устройство в кровле трехслойной берестяной прокладки, сшитой лыком;
3. использование концов слег над трапезной не только в конструктивном, но и в функциональном значении (в качестве лестницы);
4. наличие «нарб» (брусьев наподобие «ласточкиного хвоста»), соединяющих брусья восьмерика колокольни по вертикали и сообщающих колокольне большую устойчивость при ветровых нагрузках.
К основным средствам художественной выразительности храма можно отнести: форму и обрамление высоко посаженных «косящатых» окон, а так же их расположение; резную «балюстраду» «красного» крыльца; фигурные охлупни на коньках кровель; резные двухслойные доски — причелины; «полотенца», свешивающиеся с концов охлупней; лемеховое покрытие барабана и главки над храмом и над шатром колокольни; концы тесен в виде «пик» в покрытии крыльца, восьмерика и дозорной площадки колокольни и сруба под главкой храма.
Первые реставрационные работы были проведены в 1968-1970 гг. по проекту архитектора И.Ш. Шевелева (при консультации арх. А.В. Ополовникова). Были восстановлены в своих первоначальных архитектурных формах не только сам храм с алтарем, трапезная и паперть, но и шатровая колокольня и крыльцо. Интерьер храма (иконостас с накладной резьбой и иконами, клиросы и т.д.) восстановлен в формах ХVIII в.
Во время реставрационных работ 1968-1970 годов "Церковь Дмитриевская" была водружена на кирпичные столбчатые фундаменты. С целью лучшей вентиляции окладного венца кирпичные столбики приподнимали деревянный сруб примерно на 2-3 ряда кладки. За прошедшее время кирпичная кладка деформировалась, появились трещины. В связи с этим в 2015 году было принято решение о проведении реставрационных работ по восстановлению храма. Проект реставрационных работ был подготовлен проектно-исследовательским отделом ОГБУ «Наследие». Проектом была предусмотрена разборка двух верхних рядов кладки всех кирпичей с заменой их на валуны. Такой вид фундамента придал памятнику более традиционный облик, при сохранении необходимй вентиляции. Нижний брус маршей крыльца, в который упираются тетивы, согласно распространенному решению, лежит непосредственно на земле. Замена обветшавших брусьев, сборка деформированных деталей крыльца с их частичным протезированием, дополнительная гидроизоляция контактирующих с землей поверхностей позволили крыльцу церкви Спаса стать более прочным и долговечным. Отдельные вычинки бревен сруба, в основном коснувшиеся остатков перерубов, восстановили исторический объем сруба. Однако главной проблемой, из-за которой церковь была поставлена на реставрацию, являлось аварийное состояние кровли. Храм имел исторический тип покрытия крыши – двухслойное тесовое с берестяной гидроизоляцией. В 2000-х годах сильный град повредил верхний слой теса, к тому времени уже находившийся в неудовлетворительном состоянии. Прорехи в кровле открывали гидроизоляционный слой бересты и дальнейшие повреждения крыши неминуемо привели бы к сильным протечкам. Согласно проектному решению специалистов ОГБУ "Наследие", верхний слой теса и берестяные скаты подлежали полной замене. Однако после вскрытия крыши выяснилось, что и нижняя часть досок первого слоя также находится в аварийном состоянии. Вместе с заменой кровельного материала была полностью воссоздана кровельная резьба – городковые узоры на причелинах, ажурные полотенца, а также массивные охлупни. Стоит отметить, что вместе с этим крыша получила некоторые дополнения. На ребра крыши алтарной апсиды были прибиты рейки-нащельники, предназначенные для сохранения верхних торцов тесин от переувлажнения. Все воссоздаваемые элементы были антисептированы, и, согласно последним тенденциям в реставрации памятников деревянного зодчества, не были тонированы. Со временем древесина должна приобрести натуральный темный оттенок.