Дороги и тротуары старой Костромы были настоящей головной болью не только для городских властей, но и для жителей. Даже к концу XIX столетия на большинстве костромских улиц покрытие было грунтовым, частично - с подсыпкой из гравия или щебня. Городская же периферия и вовсе была неустроенной, дождь и талый снег превращали городские окраины в едва проходимые. Тротуары чаще всего отсыпались битым кирпичом и строительным мусором.Устройство качественных булыжных мостовых было делом весьма дорогостоящим, поэтому даже улицы, бравшие начало у центральной площади, были замощены только в пределах первых кварталов.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На фото (~ кон. XIX – нач. XX в.):
1 - Екатеринославская (Сусанинская) площадь;
2 – Начало ул. Мшанской (Островского);
3 - Воскресенская площадь и начало ул. Русиной (Советской);
4 - Склон ул. Молочная гора;
5 - Пространство между Красными и Овощными (Табачными) рядами;
6 - Ул. Нижняя Дебря и склон горы Муравьевка;
7 - Ул. Павловская (пр-т Мира);
8 - Ул. Богоявленская (Симановского);
9 - Пространство за Пряничными рядами, вид на соборы Костромского кремля;
10 - У Костромского кремля, вид на соборный ансамбль;
Подробнее о том, как мостили улицы и тротуары старой Костромы, вы можете узнать в статье костромского журналиста и краеведа Андрея Александровича Анохина «Улицы губернской Костромы» (Губернский дом. 1997, №5. С. 57-59).
Несмотря на то, что в XX веке стали все больше распространяться асфальтовые покрытия, булыжное мощение оставалось основным видом покрытия дорог в Костроме вплоть до середины прошлого столетия.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На фото (1930-е – 1950-е гг.):
1 - Красные ряды, вид с юга (1950-1955 гг.);
2 – Большие мучные ряды, вид с юго-запада (1951-1957 гг.)
3 - Вид на Пожарную каланчу со стороны Больших Мучных рядов (кон. 1940-х гг.);
4 – Малые мучные ряды, склон ул. Молочная гора (1952-1956 гг.);
5 - Начало ул. Советской (1935-1939 гг.).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Примеры такого мощения мы можем увидеть в Костроме и сегодня (уже в качестве достопримечательности, а не прикладной необходимости): например, в арке Красных рядов у Церкви Спаса (1), на ул. Щемиловке (2, 3), во дворе дома №11 на ул. Чайковского (4) или же на склоне горы Муравьевка (ул. Дзержинского) (5).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
После прихода в негодность или утраты своего значения, булыжные мостовые далеко не всегда разбирались; чаще всего новые покрытия – грунтовые или асфальтовые – устраивались прямо поверх них. Об этом свидетельствуют многочисленные факты обнаружения остатков частично или полностью сохранившихся участков булыжных мостовых в ходе археологических разведок и раскопок на территории центральной части города Костромы.
Стоит отметить, что глубина залегания старых мостовых варьируется от 20 сантиметров до 1,5 (!) метров. С научной точки зрения мостовые являются маркером, четко отделяющим поздние напластования второй половины XX века от участков нетронутого культурного слоя более ранних периодов.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
До широкого распространения каменного мощения улицы Костромы, как и других средневековых городов, мостились деревом. Бревенчатые мостовые плохо сохраняются в сухом культурном слое и чаще всего могут быть представлены в виде структурированных прослоек древесного тлена. Однако, на раскопе «Мелочные ряды I» на территории Красных рядов (руководитель работ А.В. Горохова) были изучены деревянные настилы, примыкающие к торговым лавкам. Остатки деревянного мощения прослеживались и на других участках внутри рядов – в шурфах и на раскопе «Мелочные ряды II».
Кроме дерева для мощения отдельных участков могли использоваться и более экзотические материалы – на раскопе «Мелочные ряды I» были найдены выкладки из отходов железоделательного производства (шлаки, конгломераты) – которые могли использоваться как замощение.
А.С. Лазарев, И.А. Бушуев